ДОКУМЕНТЫ ПЬЕРО МАНДЗОНИ,
ЭКСПОНИРОВАННЫЕ В
ЛОС-АНДЖЕЛЕСЕ
Пьеро Мандзони
Биография художника в собрании документов
Гвидо и Гибриэллы Паутассо
Кураторы Гвидо Андреа Паутассо и Ирен Стукки
Открытие выставки Пьеро Мандзони Документы
его жизни (под ред. Розалии Паскуалино ди Маринео) в Hauser & Wirth в
Лос-Анджелесе (14 февраля - 7 апреля 2019). В сотрудничестве с Фондом Пьеро Мандзони
были представлены документы, связанные с жизнью художника, из собрания Гвидо и
Габриэллы Паутассо в Book & Printed Matter Lab художественной
галереи.
Коллекция Гвидо и Габриэллы Паутассо: взгляд на
Пьеро Мандзони через призму документов Ирен Стукки.
“Собрание документов” это не просто
результат поисков увлеченного коллекционера, руководствующегося своими
собственными вкусами и предпочтениями. Это означает, прежде всего, стремление
приблизиться к прошедшему, к минувшей эпохе и ее взглядам. Приблизиться в истории
с должным уважением, чтобы попытаться проникнуть в ее сущность с целью
обнаружить, осмыслить и донести до современников ценные свидетельства прошлого.
Коллекция Гвидо и Габриэллы
Паутассо это одно из наиболее полных собраний документов художника,
рассказывающее о Пьеро Мандзони посредством свидетельств, каталогов и постеров
его выставок, машинописных текстов его манифестов, обозрений, фотографий, позволяющих прикоснуться к его биографии,
чтобы затем проникнуть в суть его творчества.
Здесь можно найти хронологическое
изложение фактов и подробную информацию, способную обогатить, оживить и
приблизить к нам художественные работы Мандзони. Поэтика его трудов становится
понятнее в свете прожитой им жизни.
Знакомясь с графикой, рисунками,
цветовой палитрой материалов, представленных на выставке, любознательный
посетитель постепенно погружается в мир Пьеро Мандзони и вступает в контакт с
его искусством, постигая особенности его художественного языка, а вместе с тем
и языка его эпохи.
Пьеро Мандзони, как известно,
прожил трагически короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь; причем, это не
просто общие слова, использующиеся в подобных случаях, а самая что ни на есть
правда, проистекающая из знакомства с его переполненной событиями биографии, огромного
числа созданных им картин и проведенных выставок. Время его художественной
активности, пришедшееся на период 50-60 гг. XX в., свидетельствует о высочайшем уровне, которого он сумел достичь в своем
творчестве: это история творческой эволюции, включающей путешествия, встречи,
дружбы и союзы с единомышленниками.
Представленные документы, числом
более 50, позволяют погрузиться в события тех лет, подробно представить себе
разнообразную деятельность Мандзони в различных сферах, кроме его собственно
художественного творчества.
Среди
других экспонатов выделяется один машинописный текст: это автобиография,
написанная Пьеро Мандзони, родившимся в
1933… Находка этого текста стала огромной радостью для Гвидо и Габриэллы
Паутассо, то же самое можно сказать обо всех, кому посчастливилось
познакомиться с этим документом.
Погружаясь в этот текст, мы становимся свидетелями того, как
Мандзони-автор описывает Мандзони-художника и Мандзони-человека. Вместе с
работами художника перед нами предстает «просто» человек, рассказывающий о
своем деле. Исключительность его стремительной и необычной карьеры, отмеченной исканиями,
постоянными перемещениями, плодотворными, пронзительными, авангардистскими
размышлениями, опередившими свое время, соединяется с простотой бытия живого
человека, образованного, отзывчивого к стимулам, которые он получал в Милане,
переживавшем период своего экономического расцвета, а также в Европе, США и
Азии. Постепенно мы начинаем понимать, насколько трудно втиснуть в привычные
рамки сложную и противоречивую личность человека, сумевшего создать так много
за такое краткое время. Не обращая внимая на второстепенное, он сосредоточился
на главном: на своей жизни. Подобно всем великим, он понимал, что «есть только
бытие, только жизнь»… но никогда не проповедовал менторским тоном, напротив, он
всегда был готов поднять бокал с барберой (или с датским пивом), провозглашая
тост за Искусство с мрачной усмешкой.
Впечатления о моей коллекции
Гвидо Андреа Паутассо
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiwEMCG3ufOYHAuPy1lIswa19sLlMus0SCfcHHrJFl1ES3GCLIkeN-belmHbZm6FjKqcIKNfX_2-l1KHmsCMtaO6jlSskK6k6LlDCApVxot5ve00s-ubt5yj7y65bOwmXinDt_iHr61KjRY/s320/IMG-20190213-WA0050.jpg)
Зимой 1984 г., роясь в книгах из библиотеки моего отца, литературного
критика Серджо Паутассо, я обнаружил каталог выставки художника Пьеро Мандзони,
под названием 12 линий. Том, опубликованный
издательством Galleria Azimut в 1959 г., был
подарен моему отцу самим Мандзони: тогда, будучи в Милане, он вместе со своими
друзьями художниками и писателями посещал тратторию да Пино алла Парете, Бар
Джамайка и многочисленные галереи, наводнявшие в то время район Брера. Эта находка
подтолкнула меня к тому, чтобы пройти по следам Мандзони и заняться изучением
его теоретических манифестов, афиш и каталогов его выставок, приглашений на
вернисажи его картин, а также статей, опубликованных в обозрениях того времени,
и редких фотографических снимков, наряду с его живописными работами. После того,
как мне посчастливилось обнаружить несколько журнальных фрагментов, в которых
Пьеро, будучи еще учащимся лицея, писал о политической экономии, мои поиски
увенчались находкой машинописного текста с его первыми теоретическими
манифестами, в которых он провозглашал необходимость радикального художественного
эксперимента и приглашал задуматься, отбросив любые предрассудки, о новой
природе художественного поведения.
Когда мне удалось найти многократно
проверенный и исправленный машинописный текст Пьеро Мандзони, родившийся в 1933, в котором художник проследил
свою биографию (возможно, что это было его последнее сочинение, датированное
1963 г., в котором его жизнь трагически оборвалась), то я осознал, насколько
моя коллекция выходит за пределы чисто филологической и хронологической
реконструкции, позволяя при помощи собранных мною документальных свидетельств
передать мужество Мандзони, неукротимого экспериментатора, спорного и трудного
для понимания создателя работ, навсегда оставшихся в истории искусства XX в. Таким образом, моя коллекция служит задаче
сохранения исторической памяти о работах и исканиях Пьеро Мандзони и трансляции
содержащегося в них гениального потенциала в будущее, поскольку, как сказал Жак Деррида,
«архив это всегда залог, и как любой залог, он служит залогом будущего».
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgJSe-6_aQwuhtrKdAp2xNQpOPWhr0UCrSCs0MNiC2wmK0wtceG2Dvqt9glTm-a8d8DcvIKKrtLoBp_aXazesAHJoXoQxcgg12pnPzWKH0ZQ0mSApjLgImc8gK4OhfI3xwQ-preMQ13Sim6/s320/IMG-20190213-WA0049.jpg)
Гвидо Андреа Паутассо выражает свою благодарность Hauser & Wirth и свою
особую признательность Фонду Пьеро Мандзони, в частности, Директору Розалии
Паскуалино ди Маринео и историку искусства Ирен Стукки за предпринятые ими
биобиблиографические исследования.