lunedì 4 dicembre 2017

Неожиданная футуристическая кухня Лекция Гвидо Андреа Паутассо CUCINA FUTURISTA A MOSCA



По случаю Всемирной недели Итальянской кухни
Лекция Гвидо Андреа Паутассо
в Институте итальянской культуры в Москве
в музее ГАРАЖ – Москва 27 ноября 2017
 



Неожиданная футуристическая кухня

В декабре 1930 г. голос, прозвучавший из радиоприемников, потряс итальянцев. Это был Филиппо Томмазо Маринетти, основатель футуристического движения, скандировавший два слова, которые привели в смятение нацию: «Долой макароны!»

Футуризм, который с самого своего основания в 1909 г. воспринимался как утопический проект Реконструкции вселенной, на этот раз, в лице своего основателя осмелился вторгнуться в святое святых граждан нашего государства: на Кухню.
В 1913 г. Маринетти вместе с французским поваром Жюлем Менкавом выпустил Манифест футуристической кухни, мечтая совершить революцию в итальянской гастрономии во имя чистого эксперимента, никак не связанного с питательными свойствами кулинарных блюд. Футуристическая кухня должна была фактически стать «новым, радостным, оптимистичным питанием, стимулирующим интеллектуальную деятельность и недорогим»: это будет настоящая «человеческая» кухня, которая заменит старую традиционную «музейную» кухню прошлого.
«Кухонная революция» Маринетти опередила своё время, она призывала потребителя «следовать высокой, благородной и, в то же время, полезной цели посредством радикального изменения своего питания, укреплять, активизировать и одухотворять себя за счет употребления новейших кушаний, в которых неразрывно сплелись опыт, ум и фантазия», и которые окажутся экономически выгодными и заменят «количество, банальность, однообразие и дороговизну старой кухни». Целью футуристической кухни было заставить итальянцев позабыть про «толстяков», «квадратных, массивных, отяжелевших», невольно ставших подсознательным выражением «многих чувств: страха перед будущим, ночного холода и одиночества, представления о том, какой станет жизнь через 20 лет и т.д.». Творцами Футуристической кухни стали художники и артисты, окрыленные мифом о модернистском столе, провозгласившие триумф химии, синтетических и искусственных блюд, а также распространение «питательных волн» посредством радио. Маринетти превратил кушанья в красочную палитру, украсил кухонную утварь геометрическими орнаментами, он отменил вилки ради «тактильных прелабиальных вкусов и наслаждений», сама атмосфера обеденного зала была насыщена ароматами, официанты разбрызгивали одеколон из пульверизаторов, в то время как зажигательная музыка, исполняемая на диковинных инструментах, таких как «шумоинтонаторы» композитора, художника и поэта Луиджи Руссоло, или громко работающий авиамотор наполняли окружающую среду невообразимыми звуками.
Футуристические рестораны, такие как «Таверна Сантопалато», должны были стать детальным и тщательным отражением инновационного характера футуристического движения, для этой цели они декорировались завораживающими настенными росписями с использованием новейших материалов, таких как алюминий, своим металлическим блеском придававшим интерьерам фантастический характер. Те, кому посчастливилось принимать участие в футуристических обедах и аэробанкетах, вспоминали о них, как о невероятных фееричных событиях, поразительных впечатлениях, прежде им не знакомым, позволившим им отказаться от привычной роли сотрапезника ради того, чтобы стать витальным элементом, впервые переживающим уникальный и удивительный момент. Таким образом, Маринетти вместе с другими футуристами, задолго до наступления Nouvelle Cuisine (Новой кухни), экспериментов «деконструктивной» и «молекулярной» кухни, так называемых «фуд-дизайнеров» превращал кухню в настоящую «лабораторию», принимая в ней самое активное и эмоциональное участие и наслаждаясь творческим смешением искусства с жизнью.
Гвидо Андреа Паутассо
Guido Andrea Pautasso

(Переводчик: Ярославцева И.)

Некоторые моменты лекции в музее ГАРАЖ в Москве

Ольга Страда, Директор Института итальянской культуры в Москве и Гвидо Андреа Паутассо


Nessun commento:

Posta un commento