EPOPEA DELLA CUCINA FUTURISTA

La cucina futurista, regolata come il motore di un idrovolante per alte velocità,
sembrerà ad alcuni tremebondi passatisti pazzesca e pericolosa:
essa invece vuol finalmente creare un'armonia tra il palato degli uomini e
la loro vita di oggi e di domani.
Filippo Tommaso Marinetti

«Mangia con arte per agire con arte»
, sosteneva Filippo Tommaso Marinetti, il primo a rivoluzionare secondo i principii della cucina futurista la gastronomia in Italia e nel mondo. Per scoprire la storia e i segreti della cucina degli artisti futuristi, leggete il volume di Guido Andrea Pautasso, Epopea della cucina futurista, pubblicato (in 300 copie numerate) dalle Edizioni Galleria Daniela Rallo di Cremona.

www.guidoandreapautasso.com
http://vampirofuturista.blogspot.it/

Traduzione in lingua russa di Irina Yaroslavtseva

Переводчик: Ярославцева Ирина



lunedì 4 dicembre 2017

Неожиданная футуристическая кухня Лекция Гвидо Андреа Паутассо CUCINA FUTURISTA A MOSCA



По случаю Всемирной недели Итальянской кухни
Лекция Гвидо Андреа Паутассо
в Институте итальянской культуры в Москве
в музее ГАРАЖ – Москва 27 ноября 2017
 



Неожиданная футуристическая кухня

В декабре 1930 г. голос, прозвучавший из радиоприемников, потряс итальянцев. Это был Филиппо Томмазо Маринетти, основатель футуристического движения, скандировавший два слова, которые привели в смятение нацию: «Долой макароны!»

Футуризм, который с самого своего основания в 1909 г. воспринимался как утопический проект Реконструкции вселенной, на этот раз, в лице своего основателя осмелился вторгнуться в святое святых граждан нашего государства: на Кухню.
В 1913 г. Маринетти вместе с французским поваром Жюлем Менкавом выпустил Манифест футуристической кухни, мечтая совершить революцию в итальянской гастрономии во имя чистого эксперимента, никак не связанного с питательными свойствами кулинарных блюд. Футуристическая кухня должна была фактически стать «новым, радостным, оптимистичным питанием, стимулирующим интеллектуальную деятельность и недорогим»: это будет настоящая «человеческая» кухня, которая заменит старую традиционную «музейную» кухню прошлого.
«Кухонная революция» Маринетти опередила своё время, она призывала потребителя «следовать высокой, благородной и, в то же время, полезной цели посредством радикального изменения своего питания, укреплять, активизировать и одухотворять себя за счет употребления новейших кушаний, в которых неразрывно сплелись опыт, ум и фантазия», и которые окажутся экономически выгодными и заменят «количество, банальность, однообразие и дороговизну старой кухни». Целью футуристической кухни было заставить итальянцев позабыть про «толстяков», «квадратных, массивных, отяжелевших», невольно ставших подсознательным выражением «многих чувств: страха перед будущим, ночного холода и одиночества, представления о том, какой станет жизнь через 20 лет и т.д.». Творцами Футуристической кухни стали художники и артисты, окрыленные мифом о модернистском столе, провозгласившие триумф химии, синтетических и искусственных блюд, а также распространение «питательных волн» посредством радио. Маринетти превратил кушанья в красочную палитру, украсил кухонную утварь геометрическими орнаментами, он отменил вилки ради «тактильных прелабиальных вкусов и наслаждений», сама атмосфера обеденного зала была насыщена ароматами, официанты разбрызгивали одеколон из пульверизаторов, в то время как зажигательная музыка, исполняемая на диковинных инструментах, таких как «шумоинтонаторы» композитора, художника и поэта Луиджи Руссоло, или громко работающий авиамотор наполняли окружающую среду невообразимыми звуками.
Футуристические рестораны, такие как «Таверна Сантопалато», должны были стать детальным и тщательным отражением инновационного характера футуристического движения, для этой цели они декорировались завораживающими настенными росписями с использованием новейших материалов, таких как алюминий, своим металлическим блеском придававшим интерьерам фантастический характер. Те, кому посчастливилось принимать участие в футуристических обедах и аэробанкетах, вспоминали о них, как о невероятных фееричных событиях, поразительных впечатлениях, прежде им не знакомым, позволившим им отказаться от привычной роли сотрапезника ради того, чтобы стать витальным элементом, впервые переживающим уникальный и удивительный момент. Таким образом, Маринетти вместе с другими футуристами, задолго до наступления Nouvelle Cuisine (Новой кухни), экспериментов «деконструктивной» и «молекулярной» кухни, так называемых «фуд-дизайнеров» превращал кухню в настоящую «лабораторию», принимая в ней самое активное и эмоциональное участие и наслаждаясь творческим смешением искусства с жизнью.
Гвидо Андреа Паутассо
Guido Andrea Pautasso

(Переводчик: Ярославцева И.)

Некоторые моменты лекции в музее ГАРАЖ в Москве

Ольга Страда, Директор Института итальянской культуры в Москве и Гвидо Андреа Паутассо


Nessun commento:

Posta un commento