По случаю Всемирной недели
Итальянской кухни
Лекция Гвидо Андреа Паутассо
в Институте итальянской культуры в
Москве
Неожиданная футуристическая кухня
В декабре 1930 г. голос, прозвучавший
из радиоприемников, потряс итальянцев. Это был Филиппо Томмазо Маринетти,
основатель футуристического движения, скандировавший два слова, которые привели
в смятение нацию: «Долой макароны!»
Футуризм, который с самого своего
основания в 1909 г. воспринимался как утопический проект Реконструкции вселенной,
на этот раз, в лице своего основателя осмелился вторгнуться в святое святых
граждан нашего государства: на Кухню.
В 1913 г. Маринетти вместе с
французским поваром Жюлем Менкавом выпустил Манифест
футуристической кухни, мечтая совершить революцию в итальянской гастрономии
во имя чистого эксперимента, никак не связанного с питательными свойствами
кулинарных блюд. Футуристическая кухня должна была фактически стать «новым, радостным,
оптимистичным питанием, стимулирующим интеллектуальную деятельность и
недорогим»: это будет настоящая «человеческая» кухня, которая заменит старую
традиционную «музейную» кухню прошлого.
«Кухонная революция» Маринетти опередила
своё время, она призывала потребителя «следовать высокой, благородной и, в то
же время, полезной цели посредством радикального изменения своего питания, укреплять,
активизировать и одухотворять себя за счет употребления новейших кушаний, в
которых неразрывно сплелись опыт, ум и фантазия», и которые окажутся
экономически выгодными и заменят «количество, банальность, однообразие и
дороговизну старой кухни». Целью футуристической кухни было заставить
итальянцев позабыть про «толстяков», «квадратных, массивных, отяжелевших», невольно
ставших подсознательным выражением «многих чувств: страха перед будущим,
ночного холода и одиночества, представления о том, какой станет жизнь через 20
лет и т.д.». Творцами Футуристической кухни стали художники и артисты,
окрыленные мифом о модернистском столе, провозгласившие триумф химии, синтетических
и искусственных блюд, а также распространение «питательных волн» посредством
радио. Маринетти превратил кушанья в красочную палитру, украсил кухонную утварь
геометрическими орнаментами, он отменил вилки ради «тактильных прелабиальных
вкусов и наслаждений», сама атмосфера обеденного зала была насыщена ароматами,
официанты разбрызгивали одеколон из пульверизаторов, в то время как
зажигательная музыка, исполняемая на диковинных инструментах, таких как
«шумоинтонаторы» композитора, художника и поэта Луиджи Руссоло, или громко
работающий авиамотор наполняли окружающую среду невообразимыми звуками.
Футуристические рестораны, такие как «Таверна
Сантопалато», должны были стать детальным и тщательным отражением
инновационного характера футуристического движения, для этой цели они
декорировались завораживающими настенными росписями с использованием новейших материалов,
таких как алюминий, своим металлическим блеском придававшим интерьерам
фантастический характер. Те, кому посчастливилось принимать участие в футуристических
обедах и аэробанкетах, вспоминали о них, как о невероятных фееричных событиях,
поразительных впечатлениях, прежде им не знакомым, позволившим им отказаться от
привычной роли сотрапезника ради того, чтобы стать витальным элементом, впервые
переживающим уникальный и удивительный момент. Таким образом, Маринетти вместе с
другими футуристами, задолго до наступления Nouvelle Cuisine (Новой кухни), экспериментов «деконструктивной» и «молекулярной» кухни,
так называемых «фуд-дизайнеров» превращал кухню в настоящую «лабораторию»,
принимая в ней самое активное и эмоциональное участие и наслаждаясь творческим
смешением искусства с жизнью.
Гвидо Андреа Паутассо
Guido Andrea Pautasso
(Переводчик: Ярославцева И.)
Некоторые моменты лекции в музее ГАРАЖ в Москве |
Ольга
Страда, Директор Института итальянской культуры в Москве и Гвидо Андреа
Паутассо
|
Nessun commento:
Posta un commento